Международная энциклопедия образования
(1994), обобщая теоретические положения и складывающуюся практику в
образовательных учреждениях, рассматривает поликультурное образование как
важную часть современного общего образования, способствующую усвоению учащимися
знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе
жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения
инокультурных систем.
Важно, чтобы содержание поликультурного
образования отвечало следующим критериям:
• отражение в учебном материале гуманистических идей;
• характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира;
• раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций,
позволяющих жить в мире и согласии;
• приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации
взаимозависимости стран и народов в современных условиях.
В процессе поликультурного образов осуществляется приобщение ребенка родной
культуре, а от нее – к российской и мировой.
Понимание важности и содержания поликультурного образования базируются, в том
числе, и на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации». В
соответствии с этим документом школа призвана обеспечить:
- Историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие
национальной культуры;
- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального
государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой
нравственностью;
- Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного
научного мировоззрения, развитие у них культуры межэтнических отношений.
Реализация данных стратегических приоритетов предполагает следующие направления
поликультурного образования:
• знакомство учащихся с культурой своего собственного народа, что является
непременным условием интеграции в другие культуры;
• формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России,
воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс
человечества и условия для самореализации личности;
• создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
• развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных
культур;
• воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального
общения.
Содержание поликультурного образования
многоаспектно и отличается высокой степенью междисциплинарности, которая
позволяет рассматривать проблемы поликультурного образования в составе учебных
дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, художественно-эстетического
циклов и в специальных курсах по истории культуре отдельных народов. Однако в
нашей школе помимо этого значительную роль в этой работе отведено
образовательному туризму.
В соответствии с Соглашением между
Правительством Москвы и Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО о
сотрудничестве в реализации проекта «Культура мира в России – год 2000» была
разработана комплексная городская программа «Москва на пути к культуре мира»
(См.: Постановление Правительства Москвы от 30.11.99 № 1100). Данная программа
признала, что образование во всех его формах является основным каналом
распространения и укоренения идей культуры мира в жизни общества. В связи с
этим признано необходимым стимулировать развитие системы воспитания в духе
культуры мира в образовательных учреждениях, поощрять стремление учащихся к
овладению возможно большим числом языков народов России и других стран мира,
развивать образовательный туризм как эффективного средства усвоения культуры
народов мира, достижений мировой культуры и современных цивилизаций.
1. Общие положения
Цель образовательного туризма состоит в способствовании формирования человека,
способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и
поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других
культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас,
верований.
Очевидно, что путешествия – это, прежде всего, путешествия не в пространстве –
в музеи, в другие города, страны, а во времени – к очагам культуры, к истокам,
в эпохи, которым мы обязаны тем культурным потенциалом, который лежит в
основании нашей цивилизации и мировой культуры. Поэтому необходимо добиться
понимания учащимися того, что одним из важных условий успешности в построении
индивидуальной образовательной траектории развития, а значит и карьеры, в
реализации задач любой сложности является умение понимать тот культурный слой,
с которым они будут иметь дело в будущем.
2. Основные задачи
2.1. Формирование у детей качества образовательной мобильности, которое
позволяет перемещаться в поисках образовательных ресурсов и подразумевает
формирование умения учиться в разных культурных средах, по различным
источникам, не только по учебникам и лекциям, но по книге самой истории.
2.2. Формирование культурной грамотности, которая является первичной для
образования. Знание истории культуры является базой для решения личных и
социальных проблем любого уровня. Культура становится основой социального
действия и коммуникативной компетентности.
2.3. Формирование умений самообразования. Изыскания, которые учащиеся должны
предпринимать во время реализации программы образовательного туризма – это индивидуальные
образовательные траектории, образовательные исследования. Учащиеся – это
будущие рядовые бизнесмены, общественные деятели или представители свободной
профессии, только тогда будут образованными, когда будут знакомы с мировой
культурой очно.
3. Основные направления
3.1. Московское направление. Экскурсионная деятельность в этом направлении
является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Сопровождение образовательных программ базового компонента учебного плана.
3.2. Российское направление.
Знакомство с историей России, ее культурными традициями.
3.3. Международное направление.
- Знакомство с историей и культурой других цивилизаций, стран, народов.
- Знакомство с культурой народов стран изучаемых иностранных языков.
3.4. Социально-педагогическое направление.
- Погружение в среду изучаемых языков.
- Реализация социальных проектов («Спешите делать добро!»)
- Знакомство с миром профессий.
- Социальная адаптация к окружающему миру воспитанников дошкольного отделения и
начальной школы.
- Участие в психологических программах - Летние лагеря отдыха.
4. Средства достижения.
Средством достижения этой цели является проектная и исследовательская
деятельность учащихся.
5. Формы образовательного туризма
- Выездные лагеря
- Туристические поездки
- Комплексные проекты
- Исследовательские проекты
- Занятия в музеях
- Многодневные экскурсии
- Заочные экскурсии
- Многодневные погружения в образовательную среду стран изучаемого языка.
6. Из истории образовательного туризма
В истории культуры сложились традиции
различных видов путешествий: экспедиции в поисках Эльдорадо и политической
утопии, паломничества к святым местам, странствия в целительных целях,
развлекательные круизы…
История научно-познавательных и
образовательных путешествий восходит, по крайней мере, к античности: к
путешествиям ученых греков и римской аристократии. В средние века – в Европе
странствуют школяры, переходя от одного университетского кампуса к другому.
Начиная с середины XVI века, жители Северной Европы регулярно ездили в
известные учебные центры Италии и к памятникам великих цивилизаций в Южную
Европу. В Англии получил распространение гран-тур – поездка состоятельных
молодых людей на континент, чтобы получить там законченное образование.
Гран-тур играл и репрезентативную роль: одним из условий признания положения
человека в обществе стала обязательная поездка к истокам европейской культуры.
Путешествия были в то время продолжительными: 2-3 года, маршрут планировался
заранее, в поездке молодого человека сопровождал опекун. С конца XIX владельцы
частных пансионов включали в программу путешествия по Европе для
усовершенствования воспитанников в иностранных языках и приобретения полезного
опыта.
В России эта традиция берет начало с
петровских времен: вхождение в число ведущих европейских держав подразумевало и
образовательные путешествия «государевых слуг» за рубеж. Будущим дипломатам и
военным предстояло завершать свое образование в европейских академиях. В годы
царствования Екатерины II в среде придворной аристократии было принято
отправлять своих отпрысков «на сыскание наук» за границу. Не имевшие
собственного дохода медалисты Санкт-Петербургского кадетского корпуса могли три
года путешествовать за границей за казенный счет. В инструкции для таковых
офицеров было записано: «всякое путешествие должно иметь предметом
просвещение».
Помимо путешествий за границу для будущих
учителей государственных деятелей считались необходимыми и путешествия по
России – «для примечания достойного к сведению в своем отечестве».
Государственные преобразования требовали привлечения компетентных специалистов:
в противовес приглашению иностранцев стала поощряться временная эмиграция
соотечественников с научно-познавательными целями. По возвращении на родину
они, как правило, отличались высокой степенью социальной активности,
способствовали становлению передовых научных школ и развитию общественного
сознания. В 1777 году содержатель благородного пансиона в Москве Вениамин Генш
пишет «План приемлемого путешествия в чужие края», он включал знакомство с
университетами, искусством и постановкой фабричного дела. Это было первой
попыткой организовать коллективную поездку за границу с туристскими целями…
(Т.М.Ковалева «Образовательный туризм»).
Таким образом, образовательный туризм
продолжает одну из традиций отечественного образования, которому были присущи
поликультурность и многоконфессиональность, требующие межкультурного подхода к
его целям и организации. Такой подход расширяет рамки мировоззрения и
мировосприятия школьника, становится фактором активизации интереса к
культурному наследию и традициям.
Образовательное путешествие как модель открытого образовательного пространства в ГБОУ Школа №185 Координатор проекта - Барыбина Екатерина Сергеевна (кабинет 428)