Поликультурное образование
Сближение стран и народов, усиление их взаимодействия – важнейшая закономерность развития современного сообщества. Глобализация с ее противоречивыми явлениями, имеющими тенденцию к усилению, выдвигает перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Важно научить молодежь наряду с развитием собственной национальной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях других национальностей. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ученик осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам (См.: Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. –Париж, 1997. – С. 52).

       Международная энциклопедия образования (1994), обобщая теоретические положения и складывающуюся практику в образовательных учреждениях, рассматривает поликультурное образование как важную часть современного общего образования, способствующую усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.
       Важно, чтобы содержание поликультурного образования отвечало следующим критериям:
• отражение в учебном материале гуманистических идей;
• характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира;
• раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии;
• приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации взаимозависимости стран и народов в современных условиях.
В процессе поликультурного образов осуществляется приобщение ребенка родной культуре, а от нее – к российской и мировой.
Понимание важности и содержания поликультурного образования базируются, в том числе, и на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации». В соответствии с этим документом школа призвана обеспечить:
- Историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры;
- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
- Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие у них культуры межэтнических отношений.
Реализация данных стратегических приоритетов предполагает следующие направления поликультурного образования:
• знакомство учащихся с культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;
• формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;
• создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
• развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
• воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
       Содержание поликультурного образования многоаспектно и отличается высокой степенью междисциплинарности, которая позволяет рассматривать проблемы поликультурного образования в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, художественно-эстетического циклов и в специальных курсах по истории культуре отдельных народов. Однако в нашей школе помимо этого значительную роль в этой работе отведено образовательному туризму.
       В соответствии с Соглашением между Правительством Москвы и Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО о сотрудничестве в реализации проекта «Культура мира в России – год 2000» была разработана комплексная городская программа «Москва на пути к культуре мира» (См.: Постановление Правительства Москвы от 30.11.99 № 1100). Данная программа признала, что образование во всех его формах является основным каналом распространения и укоренения идей культуры мира в жизни общества. В связи с этим признано необходимым стимулировать развитие системы воспитания в духе культуры мира в образовательных учреждениях, поощрять стремление учащихся к овладению возможно большим числом языков народов России и других стран мира, развивать образовательный туризм как эффективного средства усвоения культуры народов мира, достижений мировой культуры и современных цивилизаций.

1. Общие положения
Цель образовательного туризма состоит в способствовании формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Очевидно, что путешествия – это, прежде всего, путешествия не в пространстве – в музеи, в другие города, страны, а во времени – к очагам культуры, к истокам, в эпохи, которым мы обязаны тем культурным потенциалом, который лежит в основании нашей цивилизации и мировой культуры. Поэтому необходимо добиться понимания учащимися того, что одним из важных условий успешности в построении индивидуальной образовательной траектории развития, а значит и карьеры, в реализации задач любой сложности является умение понимать тот культурный слой, с которым они будут иметь дело в будущем.

2. Основные задачи
2.1. Формирование у детей качества образовательной мобильности, которое позволяет перемещаться в поисках образовательных ресурсов и подразумевает формирование умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам, не только по учебникам и лекциям, но по книге самой истории.
2.2. Формирование культурной грамотности, которая является первичной для образования. Знание истории культуры является базой для решения личных и социальных проблем любого уровня. Культура становится основой социального действия и коммуникативной компетентности.
2.3. Формирование умений самообразования. Изыскания, которые учащиеся должны предпринимать во время реализации программы образовательного туризма – это индивидуальные образовательные траектории, образовательные исследования. Учащиеся – это будущие рядовые бизнесмены, общественные деятели или представители свободной профессии, только тогда будут образованными, когда будут знакомы с мировой культурой очно.

3. Основные направления
3.1. Московское направление. Экскурсионная деятельность в этом направлении является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Сопровождение образовательных программ базового компонента учебного плана.
3.2. Российское направление.
Знакомство с историей России, ее культурными традициями.
3.3. Международное направление.
- Знакомство с историей и культурой других цивилизаций, стран, народов.
- Знакомство с культурой народов стран изучаемых иностранных языков.
3.4. Социально-педагогическое направление.
- Погружение в среду изучаемых языков.
- Реализация социальных проектов («Спешите делать добро!»)
- Знакомство с миром профессий.
- Социальная адаптация к окружающему миру воспитанников дошкольного отделения и начальной школы.
- Участие в психологических программах - Летние лагеря отдыха.

4. Средства достижения.
Средством достижения этой цели является проектная и исследовательская деятельность учащихся.

5. Формы образовательного туризма
- Выездные лагеря
- Туристические поездки
- Комплексные проекты
- Исследовательские проекты
- Занятия в музеях
- Многодневные экскурсии
- Заочные экскурсии
- Многодневные погружения в образовательную среду стран изучаемого языка.

6. Из истории образовательного туризма
       В истории культуры сложились традиции различных видов путешествий: экспедиции в поисках Эльдорадо и политической утопии, паломничества к святым местам, странствия в целительных целях, развлекательные круизы…
       История научно-познавательных и образовательных путешествий восходит, по крайней мере, к античности: к путешествиям ученых греков и римской аристократии. В средние века – в Европе странствуют школяры, переходя от одного университетского кампуса к другому. Начиная с середины XVI века, жители Северной Европы регулярно ездили в известные учебные центры Италии и к памятникам великих цивилизаций в Южную Европу. В Англии получил распространение гран-тур – поездка состоятельных молодых людей на континент, чтобы получить там законченное образование. Гран-тур играл и репрезентативную роль: одним из условий признания положения человека в обществе стала обязательная поездка к истокам европейской культуры. Путешествия были в то время продолжительными: 2-3 года, маршрут планировался заранее, в поездке молодого человека сопровождал опекун. С конца XIX владельцы частных пансионов включали в программу путешествия по Европе для усовершенствования воспитанников в иностранных языках и приобретения полезного опыта.
       В России эта традиция берет начало с петровских времен: вхождение в число ведущих европейских держав подразумевало и образовательные путешествия «государевых слуг» за рубеж. Будущим дипломатам и военным предстояло завершать свое образование в европейских академиях. В годы царствования Екатерины II в среде придворной аристократии было принято отправлять своих отпрысков «на сыскание наук» за границу. Не имевшие собственного дохода медалисты Санкт-Петербургского кадетского корпуса могли три года путешествовать за границей за казенный счет. В инструкции для таковых офицеров было записано: «всякое путешествие должно иметь предметом просвещение».
       Помимо путешествий за границу для будущих учителей государственных деятелей считались необходимыми и путешествия по России – «для примечания достойного к сведению в своем отечестве».
Государственные преобразования требовали привлечения компетентных специалистов: в противовес приглашению иностранцев стала поощряться временная эмиграция соотечественников с научно-познавательными целями. По возвращении на родину они, как правило, отличались высокой степенью социальной активности, способствовали становлению передовых научных школ и развитию общественного сознания. В 1777 году содержатель благородного пансиона в Москве Вениамин Генш пишет «План приемлемого путешествия в чужие края», он включал знакомство с университетами, искусством и постановкой фабричного дела. Это было первой попыткой организовать коллективную поездку за границу с туристскими целями… (Т.М.Ковалева «Образовательный туризм»).
       Таким образом, образовательный туризм продолжает одну из традиций отечественного образования, которому были присущи поликультурность и многоконфессиональность, требующие межкультурного подхода к его целям и организации. Такой подход расширяет рамки мировоззрения и мировосприятия школьника, становится фактором активизации интереса к культурному наследию и традициям.

 

Последние новости
Об этом сайте

Образовательное путешествие как модель открытого образовательного пространства в ГБОУ Школа №185 Координатор проекта - Барыбина Екатерина Сергеевна (кабинет 428)

Наш опрос
Любите ли Вы путешествовать
Всего ответов: 38
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0